Еще о креативности

Проводя тренинги, мы стараемся учить наших студентов мыслить и подходить к обучению не штампами и шаблонами, а развивать в себе исследователя собственных возможностей. Но, как и в любом обучении сталкиваемся с сопротивлением со стороны студентов. Это тоже нормальная реакция, так как психика старается себя защитить и хочет опереться на что-то знакомое и привычное, а тут «выбивают» почву из под ног. Поэтому решили посвятить данный бюллетень достаточно популярной теме – креативности, так как зачастую мы думаем, что  эта самая креативность с профессиями аналитика, чиновника, управляющего, экономиста… не имеет ничего общего. Если заглянуть в официальное определение, что такое креативность, то в переводе с англ. сreate - создать, creative – созидательность, творческий -  творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления… а также способностью решать проблемы, возникающие внутри статичной системы.


А мы знаем, что если возникла проблема, то решение задачи привычным и стандартным методом не принесет должного результата. Решение проблемы возможно, когда мы выходим за пределы стандартных моделей и поднимаемся на новый уровень ви'дения.


Знакомый психолог рассказал, что однажды его попросили подобрать кандидата на должность руководителя, чтобы вывести компанию на новый уровень развития. Было два кандидата: один с аналитическим складом ума, другой - с креативным. Кого из двух выбрали бы вы? Безусловно, для более ответственного выбора нужно знать наиболее полную картину достоинств и недостатков обоих кандидатов.


Психолог выбрал креативного лидера, поскольку такие люди настроены на созидание, а люди аналитического склада ума больше склонны к разрушению уже созданного.


Его логика была проста: творческие люди создают новое.


Безусловно, некоторые люди креативнее остальных – это такая же характеристика человека, как и хорошая физическая форма, привлекательность или скорость. Но по утверждению исследователей - можно развить собственные творческие способности, которые можно использовать во всех жизненных ситуациях.


У каждого из нас есть врожденные творческие способности, которые при желании мы можем развить дальше. Считается, что наши способности зависят от возможности мозга справляться с информацией и с помощью определенных мыслительных стратегий ее обрабатывать.


Последнее время тема креативности стоит на первом месте, но часто понятие «креативность» многие подменяют понятием «не стандарта» - как будто это что-то из ряда вон выходящее, граничащее с болезненным восприятием мира. Поэтому буду изначально говорить о креативности с позиции адекватности и цельности созданного образа. В первую очередь мне хотелось бы отметить необходимость воспитания чувства вкуса, меры и баланса.


Предлагаю к рассмотрению несколько упражнений, которые помогут легко развивать в себе творческий талант. Ведь даже люди прагматичных профессий способны добиться многого при помощи простых психолого-актерских упражнений. Главное, чтобы сопротивление и страх выглядеть смешным не останавливали их.


Предлагаю побыть в нескольких ролях, чтобы делегировать свои фантазии образу, которому по роду профессии это свойственно:


К станку! 

1. Представьте себя писателем – фантастом. Выберите наугад два различных по значению слова или словосочетания. Найдите между ними взаимосвязь и объедините их в забавную историю.

2. Например, вы художник или того более помогаете «ангелам - создателям» придумывать новую птицу или животное. Как оно будет двигаться, существовать?  Дайте ему название.

3. Теперь вы архитектор -  придумайте здание необычной геометрической формы. В таком, например, живет гоблин. Усильте упражнение дополнительными задачами – обязательное присутствие голубого (золотого, рыжего…) цвета, стекла (металла, дерева, ткани…), конуса (овала, треугольника, арки)…

4. Для того, чтобы творить, не нужно отдельное время и место – общайтесь с друзьями, коллегами и придумывайте новые виды отдыха. Возможно, в какой-то момент у вас родится новое решение старых корпоративных задач.

5. Наедине с собой и решая свои проблемы – рассмотрите их под новым углом зрения, видения, ощущения, эмоций. Решите задачу, исходя из: эмоций удивления, чувства недоверия или настороженности...

6. Дайте себе задание один день на работе вести себя как самый(ая) умный(ая) и эрудированный(ая)   сотрудник или как самый уверенный(ая), или как самый востребованный(ая) и т.д.


Школа общения

1. Бытие определяет сознание – какие же условия способствуют развитию творчества и стимулируют нашу креативность? Первое, что способствует развитию креативности – это ограничение выбора. Многие помнят еще с советских времен, когда дефицит во многих сферах пробуждал у людей творческий подход к созданию нового. Когда у нас слишком всего много и (за нас уже решили), то мы перестаем фантазировать.


2. Посетила муза

Также не ждите особого случая, когда посетит муза, и промелькнет искра вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения - они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться о результате.


3.  Нерешаемые задачи откладываем…

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.


4.  Встреча в кофейне

Многие проводят деловые встречи в кофейне. Оказывается, по исследованию ученых, уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.


5. Физические упражнения

Физическая активность помогает скрытым (в бессознательном) идеям всплыть наружу. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Говорят, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.


6.  Меньше знайте, больше угадывайте

В поисках ответа на любые вопросы мы сразу обращаемся к Яндексу или к Google. Если у вас есть несколько свободных минут  - поищите ответы на возникающие вопросы в своем подсознании, как в интернете. Отрезанный от привычных источников информации, ваш мозг может придумать что-то очень необычное.


Тренировке поддаются не только мышцы – постоянными занятиями можно натренировать практически все, что угодно, включая мыслительные способности: выберите нетипичный для себя путь на работу, поговорите на рабочем месте с коллегами, которые обычно не входят в ваш круг общения, пообедайте со знакомым, с которым редко видитесь, прогуляйтесь в одиночестве после окончания работы и просто понаблюдайте за людьми вокруг или посетите занятие по предмету, о котором не имеете ни малейшего представления.


Способности к творчеству есть у каждого из нас. Нужно просто желание развить их в себе.


Лето подходит к своей последней фазе, впереди активные рабочие/учебные трудодни. Времени на свое обучение будет ограниченно. Направьте свое оставшееся свободное время на расширение своих возможностей и границ творчества!


БУДЬ ПЕРВЫМ СРЕДИ РАВНЫХ!