Пришло время активной работы и усадило нас за компьютеры. Все больше нам приходится писать, что-то набрасывать для выступления, «упаковывать» свои мысли в рекламные слоганы. Мы решили поговорить в этом информационном бюллетене о тексте для продукта, о себе и о компании.

У информационного стиля есть противники – считается, что этот стиль обедняет русский язык и лишает автора души. На самом деле, важно в век «клипового» мышления, когда длинные тексты не читают - избавить тексты от бессмысленной мишуры и помочь авторам рассказать о важном. Инфостиль – это скальпель, который помогает удалить лишнее, донести кратко, интересно и убедительно. Слабая мысль в инфо стиле не станет сильной.

 

К станку! 

 

Бытовые штампы

Ненужную мишуру создают бытовые штампы – фразочки, которые настолько прочно вошли в обиход, что уже не вспомнить, откуда они взялись. Опасность в том, что их чертовски трудно выявить. Вот один из примеров: «Сейчас на каждом шагу жулики, пройдохи и проходимцы. Куда ни глянь, всюду так и норовят обмануть. Честно говоря, этот пресловутый инфобизнес уже вот где сидит. Кажется, что этому не будет конца, но уже скоро это сойдет на нет, но пока волшебным образом этого становится все больше.

 

Бытовые штампы безобидны во всем, кроме длины. Чаще всего эти многословные конструкции ужимаются до одного слова:

На каждом шагу                     Глаза б мои не видели

Куда ни глянь                         В конце концов

Сплошь и рядом                    Сойти на нет

Каждый второй                     Неровен час

Каждый встречный               Того и гляди

 

Корпоративные штампы

Корпоративные штампы и рекламные штампы – затертые фразы с сайтов, буклетов и наружной рекламы. Неопытные авторы стараются использовать их как можно чаще, чтобы звучать профессионально: «Добро пожаловать на сайт компании….! Наша компания единомышленников с радостью выполнит работы любой сложности в кратчайшие сроки под ключ. Мы работаем для вас, чтобы решать задачи вашего бизнеса максимально эффективно. Нашу команду профессионалов отличает честность и порядочность, а комплексный подход ко всему, что мы делаем, позволил нам завоевать доверие крупнейших компаний на рынке.

 

У компании, может быть, действительно профессиональная команда порядочных и честных людей. Но поскольку такие слова о себе пишут все, читателю текст ничего не сообщает. Конечно, в результате клиенты покупают не текст, а продукт. Тем не менее, стоит этому уделить более креативный подход.

 

Опора на собственное мнение

Нас учили в школе и институте, что важно выражать свое мнение. И мы по делу и не по делу его «вставляем».

Когда неубедительно выглядит опора на собственное мнение.

- Например, на мой взгляд, вопросы коррупции должны более широко обсуждаться в обществе.

- О коррупции должны говорить все: и СМИ, и учителя в школах, и актеры в театре.

 

Подчеркивать, что это ваше мнение, следует только в одном случае – когда вы противопоставляете свое мнение чужому.

Аналогично с фразами вроде «честно говоря», «признаться» и «по правде сказать». Сразу вопрос: «А раньше нечестно было?»

- Если честно, кормят они так себе.

- О них хорошие отзывы, но мне еда не понравилась.

 

Еще из разговорной речи пришли уточняющие вводные: «вернее», «другими словами», «точнее». Но если вы можете сказать точнее, почему бы сразу так не сказать

- Он купил себе «Эпл-воч». Точнее бабушка подарила.

- Бабушка подарила ему «Эпл-воч».

 

Вводные для примера

Здорово, если вы приводите в тексте примеры. Но само слово «например» почти всегда избыточное. Иногда без слова «например» не обойтись. Но попробуйте шутки ради убирать его:

- Вот пришли вы в магазин. Например – за хлебом.

- Пришли вы в магазин за хлебом.

 

- Мы ведем курсы английского языка. К примеру, можем подготовить к сдаче TOEFL.

- Мы ведем курсы английского языка. Готовим к ЕГЭ, TOEFL, IELTS.

 

Если вы примеряете гипотетическую ситуацию на читателя, нужно точно дать понять, что это всегда лишь пример.

Старайтесь не примерять на читателя неприятные или потенциально оскорбительные ситуации – даже гипотетические.

Мы верим, что определенные слова обладают волшебной силой в отрыве от смысла. Все это языческие заблуждения, как заговор на ангину:-). Смысл важнее слов! (Материал сделан по книге «Пиши, сокращай»)

 

Если у вас есть желание совершенствовать себя в написании текстов – приглашаем на тренинг «Техники публичного выступления». Ведет Елена Красникова – к. ф. н., бизнес-консультант,  которая много лет помогает «оформить» мысли людям различных профессий и статусов.

 

БУДЬ ПЕРВЫМ СРЕДИ РАВНЫХ!