Вредные советы по «школьной» риторике
Завершилось лето, которое напоминало африканскую зиму) И от этого несколько печально, что достаточно не насладились теплыми лучами солнца. Но вместе с тем мы наполнены трепетными переживанием в предчувствии нового 1 сентября - День знаний - это праздник, который сопровождает нас на протяжении всей жизни! Знаменательная веха и для тех, кто учится, и для тех, кто учит. Надо успеть адаптировать и упаковать в эстетичную форму впечатления от летнего отпуска, сбалансировать для нового витка работы правое и левое полушарии, адаптировать детей к школе, а себя к общению с коллегами и к новым выступлениям на публике.
К СТАНКУ!
Вредные советы по «школьной» риторике
Ну что ж… пора начинать преобразовывать потоки летнего тепла и долгого дня в творческую составляющую нашей жизни. Сентябрь хорошее время для работы над собой, ведь не просто так во многих частях света именно сентябрь выбран началом учебного года!
«Теряйте» тезис
Слабым местом бывает не только у начинающих ораторов, но и опытным мастодонтов неумение держать тезис, то есть поддерживать единообразие основной мысли речи на всем протяжении выступления:
- чтобы ваши слушатели потеряли нить или вообще предмет рассуждений
- чтобы вас обвинили в непрофессионализме или манипуляторстве
то во время выступления следите за тем, чтобы ваша мысль при каждом ее
повторении имела отличное определенное, что сделает содержание противоречивым.
Пример потери тезиса ( из практики) :
Тезис в начале речи: Город активно строится!
Тезис в конце речи: Стройки города заморожены...
Советы мастеров слова - Деметрий (1 век н.э.)
«Расставлять же слова надо следующим образом: пусть первыми идут слова не слишком заметные, а на втором и на последнем месте – все более и более выразительные. При таком расположении и первое слово, которое мы услышим, покажется нам выразительным, и последующие за ним еще более сильными.
В противном же случае будет казаться, что силы наши иссякли и речь ослабевает».
(О стиле. Цит. По кн.Античные риторики. М, МГУ, 1978г. с.246.)
Не следите за окончанием фраз и слов
К сожалению, иногда «запала» в речи у нас хватает лишь на четкое, громкое и эмоциональное произнесение начала и середины фразы и первые слогов слов.
Ну и пусть аудитория очень постарается разобрать эту «кашу» звуков и не потерять вашу мысль.
Чтобы речь звучала уверенно и не заставляла аудиторию страдать - поупражняетесь в акцентировании главной мысли и интонационно, после окончания предложения, пойдите вниз.
ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
Замечали ли вы, что ваша оценка своего выступления не соответствует оценке ваших слушателей? Верно ли вы подобрали звуковую одежду и упаковывали ваши любимые мысли в соответствии идейному замыслу? Уверены ли вы, четко проговариваете все звукосочетания из слов, материализующих ваши рассуждения?
Нам нравится поведение главных героев в фильмах и сериалах, то как они уверенно себя ведут, как выразительно говорят. На занятиях по сценической речи актеры учатся искусству звукового дизайна, проговаривая бесконечное число раз произносить гласные, согласные и их сочетания. И чем сложнее добывается звук, тем дольше тянутся упражнения и тем неумолимее тренеры.
Сегодня мы вместе с актерами учимся четкому произнесению такого трудно выводимого из организма и трудно воспринимаемого слушателями звука как «Р» и «Д».
Упражнение:
* Произнесите с разным ритмом и сменой настроения: «ГДРиЛ», «ГДРэЛ», «ГДРаЛ», «ГДРоЛ», «ГДРуЛ».
* Отработайте на скороговорке: на дворе ДРова, на ТРаве трава: Раз ДРова, два ДРов, три ДРова - не руби ДРова посреди ДВора.
* Такими же трудными для произнесения на публике являются звукосочетание «ЧТи», «ПТКиЛ», «ВЗЖиР» и пр.
* Отработайте на скороговорке: Ткет ткач ткани на платки Тане; Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
* Потренируйтесь с разными ритмами и в различных резонаторах!
Советы мастеров слова - Аристотель
«Слушатель всегда сочувствует говорящему со страстью, если даже тот не говорит ничего дельного, и поэтому многие потрясают своих слушателей шумной речью».
… «если слова суровы, не следует говорить суровым голосом, с суровым лицом и пускать в ход схожие средства, ибо так всякий себя выдает, а, используя одно и не используя другого, говорящий незаметно достигает той же цели.
Впрочем, если суровым голосом говорить ласковые вещи и ласковым – суровые, это не вызовет доверия».
( Риторика, книга. третья, цит. по кн. «Аристотель. Риторика. Поэтика, М, Лабиринт, 2000, с.123).
Существует магическая формула успешного выступления: визуализируйте то, что собираетесь произносить, и представляйте себя что Вы это делаете превосходно. И Вы получите идентичный результат. Как это работает? Думаю, чистое волшебство:)
До встречи на занятиях!