Уроки / литература

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ИГРЫ  В ПРОФЕССИЮ «ОРАТОР»

Среди нас множество великолепных «стихийных»  ораторов, кажется самой природой наделенных нужными навыками публичного выступления. Иногда к ним подходят слушатели и задают,   вполне невинный и приятный на первый взгляд вопрос: а где еще вас можно послушать?  Однако   этот вопрос   некоторые выступающие воспринимают с недоумением, смущением или даже агрессией, чем немало смущают своих почитателей.  

Чем вызваны такие реакции?  В большинстве случаев их источник -  отсутствие у оратора сформированного образа себя как  представителя профессии «оратор».

Подобное неприветливое  отношение к «лакмусовому» вопросу  «где еще  вас можно  послушать» в основном свойственно двум  категориям  выступающих.

К первой относятся те из нас,  кто  вообще не думает о себе как об ораторе, а  лишь как о трансляторе информации, истины, ценностей, а  как  награду  оценивает лишь  позитивные отзывы аудитории о  донесенном содержании и ее умные вопросы  по теме.

Вторая категория -  ораторы,  которые по каким- то причинам  качественно подготовили  «на публику»   лишь одну - две  темы и  предпочитают выступать перед «непуганой» аудиторией.

Очевидно, что и тем и другим  даже не приходит в голову, что их воспринимают как  представителей  профессии «оратор» и ожидают от них демонстрации своей «корпоративной» идентичности.

Действительно, суровая и не совсем приятная  правда  ораторского ремесла  состоит в том, что  любой человек, выступающий публично,  автоматически становится представителем  ораторской  профессии -  хочет он этого или нет, понимает ли, во что ввязался или нет. И  к  нему предъявляются вполне определенные  профессиональные  требования «экологии»: осознавать свою ответственность перед аудиторией, уважать ее и ее чувства, не мучить публику своей нелогичностью, бесчувственностью, смысловым вакуумом,  неадекватностью и неэтичностью.

Попробуйте в процессе  работы у «риторического станка»  встать на сформулированную выше игровую позицию.  Результатом выполнения требований «экологии»  станет ощущение причастности к профессии  через соблюдение профессиональных требований и ограничений.

В свою очередь ощущение причастности к профессии станет  хорошим стимулом  для овладения трудными  «школьными» техниками, задающими рамки для свободного обращения с мыслями и языком.

Чувство профессиональной принадлежности поможет и в создании  ментальной платформы для  столь любимой в нашей культуре речевой  импровизации – свидетельства  риторического мастерства.

Елена Красникова, к.филос.н., 
тренер-консультант ЛКИ «Демосфен»,
ген.директор ООО Консалтинговый центр
«Этика в бизнесе»

 

МАСТЕРСТВО РАССКАЗЧИКА

 

I. ДЕЙСТВИЕ СЛОВОМ

1.      Выстройте сквозное действие произведения: прочитайте рассказ и перескажите его несколько раз. Краткое содержание – поможет увидеть внутреннее действие персонажей.

2.      Разбейте рассказ на эпизоды. Решите каждый эпизод с учетом сверхзадачи. Для этого разберите конструкцию текста: найдите эпитеты, сравнения, гиперболу, риторические вопросы, повторы, есть ли вызов.

3.      Осмыслите каждое событие в связи с общей идеей произведения.

4.      «Соберите» рассказ в единое целое, подчиняяавторскому замыслу.

5.      Двигайтесь по перспективе − это одно из основных понятий действия словом.

 

IIЗАДАЧА РАССКАЗЧИКА

1.      Воссоздать мир, о котором пишет автор.

2.      «Присвоить» мысли автора, что послужит основой для создания устного рассказа.

3.      В своём воображении выверить ситуации, сцены, вспомнить биографии героев, их отношения друг с другом.

4.      Войти в логику действия каждого персонажа, в их предлагаемые обстоятельства.

5.      Рассказать, не играя, о своих героях, об их характерах, поступках, о событиях, происшедших с ними здесь, сейчас, в современных условиях.

6.      Использовать приметы их жизни − раскрыть внутренний мир героев, их мысли и чувства.

 

IIIОСВОЕНИЕ ОБРАЗА

1.      В основе закономерности воздействия речи на слушателя лежит освоение образа.

2.      Определенный образ: сочетание слов, в котором он запечатлён, вызывает конкретно-чувственные представления об объекте, оживляет в сознании зрительные, слуховые, осязаемые впечатления.

3.      Контекст. Наличие контекста зависит от того, где человек ораторствует, в какой обстановке, наличие аудитории, его отношение к истории. Это может быть в рамках какой-то программы или обсуждения определённой темы.

4.      Подтекст. Наличие подтекста обусловлено личным желанием выступающего вложить в слова некий второй смысл. Подтекст, который звучит во внутреннем монологе, помогут найти различные фразы: ну надо же…, что он себе возомнил…, то же нашелся… 

5.      Интонация в истории так же немаловажна, раскрашенная эмоциями.

 

 

Правила Презентатора

 

1.      Поставьте свой Счетчик на «0».

Когда вы вызываете такси, то водитель при Вас ставит свой счетчик на «0». То есть, тот клиент, который вышел, для него уже не существует.  Вы для таксиста новый клиент, он едет в данную минуту другим путем и выстраивает с Вами новые взаимоотношения. Часто, идя на сцену, мы боимся, что можем повторить наши предыдущие ошибки. Когда мы ставим свой счетчик на «0», мы позволяем войти новому опыту; заново, как актер, создаем новое презентационное событие – тогда наша работа не становится рутиной.

2. Задайте рамки взаимоотношений.

Как изначально Вы себя поведете, так все и пойдет: если тон в начале презентации взят не верно, то изменить ситуацию будет не просто. Это аналогично кораблю, который взял курс не верно. Чтобы развернуть «корабль» и скорректировать курс направления, на каком-то этапе, требуется дополнительное время, увеличиваются энергетические затраты. Вы капитан, так и будьте им!

3. Я уважаю себя – Я уважаю другого.

Любые взаимоотношения строятся на доверии и уважении. Если Вы уважаете аудиторию, но уничижительно ведете себя, аудитория быстро потеряет доверие и интерес. Так же как и Ваше высокое самомние, мало кого заинтересует, если Вы не будете «замечать» аудиторию.

4. Быть должным.

Слово «должен» крепко вошло в наше подсознание. Такая установка невольно вызывает напряжение и чувство вины, что деструктивно влияет на поведение и интонацию. Для чего и для кого Вы выходите на аудиторию? В первую очередь, для себя! Поверьте в себя, Вы все свои долги отдали!

5.Зона ответственности.

Выступающий, говоря языком метафор «Бог и Царь». Начиная с Древних времен, роль Оратора мог себе позволить сильный и властный человек, который мог повести за собой племя, отряд, народ. Сегодня Презентатор несет ответственность в рамках поставленных задач и  он не вездесущий, который отвечает за «все и вся». Четкое понимание своей «зона ответственности», помогает избежать излишней суеты и напряжения.

6.Не говорить о конкурентах плохо.

Мы все живем в одном мире, работаем на одном профессиональном поле,  любая отрицательная фраза, брошенная в адрес конкурентов - бумерангом, в первую очередь, возвращается к Вам. Да и просто это не этично  и не экологично! Вы можете не говорить про конкретных конкурентов, уклониться от некорректных вопросов с зала, но лучше - похвалите своих конкурентов. Существует такое понятие «конкурентоспособен»  – оно говорит о большом потенциале Вас и Вашего конкурента!

7. Критерии

Выработайте свои критерии поведения, не парадируйте, не повторяйте и не копируйте признанных Лидеров и своих Кумиров. Во- первых, если такое поведение Вам не свойственно, оно не станет органичным и естественным для вас. Во - вторых, у Вас есть шанс стать уникальным ведущим, ведь никто, кроме Вас ТАК не ведет выступление!

8. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого!

Если во время презентации / доклада / интервью с вами ничего не произошло внутренне, то и с восприятием слушателя ничего не случилось. Презентатор не можете уйти таким, каким пришёл: оратор уходит обрадованным, разозлённым, заинтересованным, довольным.

Пресс-релизы

7.04.2018
15.12.2017
31.06.2017

Тренинг "Актерское мастерство для делового общения"
Наше расписание на портале СмартАфиша


Реквизиты для оплаты

Яндекс.Деньги
41001696627176
Назначение платежа: "Оплата за тренинг. (Название тренинга)"
В сообщении получателю укажите Ваши ФИО и телефон

Читать подробнее о новой системе оплаты




создание сайтов, web дизайн
полезные ресурсы
футбольная форма
верстаки
статьи


Работа.ру. Хватит на всех короба оцинкованные, лотки aemsa
Производство магнитных досок качественно. Офисная магнитная доска куплю.
Рефераты, курсовые и именно- ПРИМЕРЫ РЕФЕРАТОВ, РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО
Помощь в выборе программ 1С: 1с бухгалтерия 7.7. Услуги программиста 1с.
ßķäåźń.Ģåņščźą